среда, 29 сентября 2010 г.

Лак Цапон

Для раскраски серебряных елочных украшений обычно употребляется цветной лак цапон (красный, желтый, зеленый). Однако цветной цапон не дает красивых оттенков, поэтому лучше приготовлять цветные лаки самим, используя для этого прозрачный бесцветный лак цапон и какой-нибудь краситель.
Для окраски лака наилучшим красителем является родамин. Для того чтобы приготовить 6 кг красного лака, надо взять 4 кг раствора анил-ацетата или ацетона, всыпать в него не более 50 г родамина, дать ему раствориться, затем прибавить 2 кг цапона и хорошенько размешать.

Желтый лак приготовляется таким же образом, только в качестве красителя применяется желтый анилин. Желтый анилин имеет одну особенность, которую необходимо учесть при приготовлении лака. Он не растворяется и оседает на дно посуды, в которой приготовляется лак. В эту посуду можно в течение долгого времени подливать растворитель и лак цапон, и осадок будет окрашивать их в желтый цвет. При этом не нужно подсыпать желтого анилина, так как излишек его приведет к потере блеска.

Путем смешения желтого и красного лаков можно получить целую гамму оттенков – от золотого до пунцового.
Для зеленого лака в качестве красителя лучше всего брать зеленый родамин; его можно легко заменить зеленым спиртовым лаком или жидкими анилиновыми красками, но при этом следует больше добавлять цапона.
Можно таким же образом приготовить синий и фиолетовый лаки, но они мало пригодны для елочных украшений, потому что слишком темны и не выделяются на елке.

Несколько сложнее обстоит дело с раскраской формовых стеклянных посеребренных изделий, которые не целиком окунаются в цветной лак, а подвергаются лишь частичной раскраске.
Многие руководители цехов художественной раскраски не придают особого значения тому, какие именно части того или иного изделия лучше раскрашивать, и брызгают лаком куда попало. От такой небрежности игрушка проигрывает.

Лучше всего раскрашивать вогнутые части формового изделия (впадины). Положенный туда лак красиво отражается на всех выпуклостях, и игрушка загорается множеством разноцветных точек (для раскраски хорошо использовать два-три цвета). Эффектны серебряные изделия, опрысканные цветными лаками.
Кроющими красками, главным образом, окрашивают шары и лишь изредка формовые изделия.

Для окраски елочных украшений употребляются обычно нитролаки различных марок. Они различно воспринимают влажность воздуха и температуру, при которой производится окраска.

В помещении, где производится окраска, должен быть сухой теплый воздух. В противном случае краска делается матовой и легко сходит. Впрочем, с некоторыми марками нитролаков это происходит и при сухой теплой температуре. В таких случаях необходимо укрепить нитролак, добавив небольшое количество цапона.

Многие фабрики употребляют для окраски шаров окись цинка, разведенную на цапоне и окрашенную небольшим количеством нитролака или жидким анилином. Такая краска дает очень красивые матовые тона.

За неимением нитролака и окиси цинка можно окрашивать шары бесцветным цапоном, разбавленным растворителем до нужной консистенции, с добавлением в качестве красителя тертой масляной краски. Эта краска дает красивый матовый цвет и держится нисколько не хуже нитролака. Кроме того, она дешевле.
После окраски шары поступают в цех художественной разрисовки. Существует мнение, что для того, чтобы выпускать шары со сложными рисунками, необходимо приглашать квалифицированных художников.
Это неверно. На нашей фабрике работник, никогда не державший в руках карандаша, выполняет любой сложности рисунок.

Конечно, хорошие художники могут дать красивые эскизы. Но они не заботятся о том, чтобы эскиз соответствовал производственным возможностям предприятия, считая, что это не их дело. Такая точка зрения неправильна. Подготовляя эскиз для елочной игрушки, художник должен продумать и методы осуществления его.

На нашей фабрике с успехом применяется следующий способ перевода рисунков на шары.
Под папиросную бумагу, на которую карандашом нанесен рисунок, кладут тридцать-сорок листочков чистой папиросной бумаги и иглой или булавкой густо прокалывают все контуры рисунка. На всех листочках получается контурное изображение.
Взяв одну бумажку, работница аккуратно обжимает ее вокруг шарика и сверху проводит тряпочкой, в которой завернут угольный порошок (для темного фона – мел). На шарике получается отчетливый контур рисунка, части которого следует сначала легко обвести, а затем залить разными красками. Такой способ – перевод рисунков накалыванием – дает возможность работницам, не умеющим рисовать, хорошо справляться со сложной разрисовкой шаров. Художник делает лишь первоначальный эскиз.

Для разрисовки употребляется несколько видов краски: некоторые фабрики разрисовывают пастой, но паста при просыхании тускнеет, и рисунок делается блеклым. Мы применяем пасту только черную, для обведения контуров. Черную пасту можно заменить коричневой (смешав красную пасту с масляной краской «жженая кость» или красную пасту с темно-синей). Для разрисовки мы применяем нитролаки. При известном навыке работающего они ложатся ровным слоем, а просохнув, не теряют цвета, блестят. При отсутствии нитролаков их можно заменить лаком цапоном, смешанным с тертой масляной краской. Такая краска хуже нитролака, но много эффектнее пасты.

Кроме разрисовки при помощи накалывания, мы внедряем в массовое производство разрисовку пульверизацией по бумажному или фольговому трафарету.
Раскраска пульверизацией требует некоторого дополнительного оборудования. Сжатый воздух давлением в 4-5 ат подается компрессором в стеклянный или металлический пульверизатор. При отсутствии компрессорной установки ее можно заменить баллоном со сжатым воздухом. Он стоит 12 руб. и может служить два-три месяца при работе одним пульверизатором.
В резервуар пульверизатора наливается краска, которая под давлением воздуха распыляется, покрывая шар ровным слоем. Чтобы нанести рисунок на шар, накладывают трафарет из фольги или плотной бумаги, покрывающий места, которые не должны закрашиваться.
Для пульверизации употребляется жидкая анилиновая краска или цветной лак цапон, разведенный до нужной консистенции растворителем. Консистенция устанавливается опытным путем в зависимости от выходного отверстия пульверизатора.

2 комментария:

  1. Отличная статья, я нашел Вас в Яндекс, не забудьте также посетить мой сайт.Вас ждет много полезной информации и огромный выбор. ProfiМебель

    ОтветитьУдалить